Насилия

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

  • неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
  • несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
  • противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
  • обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

  • информация, поступившая от ребенка;
  • информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
  • информация, поступившая от работников учреждений образования;
  • информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
  • информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
  • информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Служба доверия

Нормативно-правовые документы

На данный момент решение проблемы домашнего насилия в Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-правовыми документами: 

  1. Национальный механизм помощи оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации (утвержденный Министром внутренних дел Республики Беларусь И.В.Кубраковым(28.02.2023), Председателем следственного комитета Республики Беларусь Д.Ю.Гора (06.03.2023), Министром образования Республики Беларусь А.И.Иванец(28.02.2023), Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь А.И.Костевичем(28.02.2023));
  2. Протокол межведомственного взаимодействия по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия Минского облисполкома (утвержденный председателем межведомственного совета по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия И.С.Маркевичем (31.01.2023))
  3. Протокол межведомственного взаимодействия по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия Минского райисполкома (утвержденный Председателем межведомственного совета по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия И.В.Тихонко(20.02.2023)
  4. Алгоритм межведомственного взаимодействия по обмену, учету и использованию информации о фактах домашнего насилия( 14.06.2023)
  5. Алгоритм взаимодействия учреждений образования с органами внутренних дел по оперативному информированию о ставших известными фактах потребления и/или сбыта обучающимися наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, иной информации о причастности к их незаконному обороту (утвержденный Заместителем Министра образования Республики Беларусь А.В. Кадлубаем(03.02.2023))
  6. Алгоритм межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в семье (Утвержден заместителем председателя Минского облисполкома И.С. Маркевичем 30.12.2021)
  7. Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и ( сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (Направлен Министерством образования Республики Беларусь письмо от 07 02 2018 № 05 01 7 1121)

Национальный механизмоказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации

Протокол межведомственного взаимодействия по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия Минского облисполкома

Алгоритм межведомственного взаимодействия по обмену, учету и использованию информации о фактах домашнего насилия

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

свернуть

Листовки и буклеты по профилактике насилия

поделиться в: