Памятка родителям по профилактике детского суицида.
Посмотреть с помощью Вьювера или Скачать (формат файла .pdf, размер 262 Кб)
Родителям о подростковом суициде.
Посмотреть с помощью Вьювера или Скачать (формат файла .pdf, размер 1.32 Мб)
Памятка родителям по профилактике детского суицида.
Посмотреть с помощью Вьювера или Скачать (формат файла .pdf, размер 262 Кб)
Родителям о подростковом суициде.
Посмотреть с помощью Вьювера или Скачать (формат файла .pdf, размер 1.32 Мб)
СПЕЦИФИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критики, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом возрастного кризиса почти у четверти здоровых подростков.
Суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным.
К особенностям суицидального поведения в молодом возрасте относятся:
В дошкольном возрасте дети не считают «смерть» концом жизни и воспринимают её весьма абстрактно. Дошкольникам не свойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).
В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают её возможности для себя, не считают её необратимой. Эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.
Подростки - понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В отличие от взрослых, у детей и подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.
По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимой в отношении самоубийства возрастной группой являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет. Считается, что на каждое законченное самоубийство у подростков приходится до 100–200 суицидальных попыток, т.е. частота завершенных суицидов по сравнению с покушениями относительно «невелика» – 1 % попыток самоубийств подростков заканчивается смертью. Тем не менее суицидальные попытки, как правило, содержат реальную угрозу для жизни подростка.
В условные группы риска специалисты вносят следующие категории:
- находящиеся в сложной семейной ситуации (болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
– испытывающие серьезные проблемы в учебе;
– не имеющие друзей;
– не имеющие устойчивых интересов, хобби;
– склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):
– перенесшие тяжелую утрату;
– остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений);
- имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);
– употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
– имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;
– совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия);
– попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений
- дети как с плохой успеваемостью в школе, так и одаренные, дети с синдромом "отличника
Безусловно, невозможно выявить одну или две причины подростковых самоубийств. То, из-за чего взрослеющий ребенок решается на последний шаг, всегда очень индивидуально. Специалисты выделяют ряд основных мотивов суицидального поведения подростков, причем ведущим фактором обычно является преобладание чувства безнадежности и беспомощности. Основными мотивами суицидального поведения у детей и подростков специалисты считают:
Независимо от мотивов, подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться под постоянным наблюдением взрослых, разумеется, это наблюдение должно быть неназойливым и тактичным.
ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Люди с суицидальными намерениями не избегают помощи, а наоборот, часто стремятся к ней, в частности к консультированию. Из тех, кто совершает суициды, почти 70 % консультируются врачами общего профиля за месяц, а 40 % – в течение последней недели до совершения фатального поступка; 8 из 10 задумавших самоубийство, так или иначе выражают свои намерения, ставя в известность окружающих. Они дают нам знать о своих несчастьях и/или страданиях.
Некоторые задумывающиеся о самоубийстве подростки испытывают замешательство. Несмотря на то, что их переполняет чувство безнадежности, безысходности, они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Необходимо быть внимательными к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение. Такими знаками предостережения могут выступать:
– высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
– фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);
– активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
– сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов;
– раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций
(то эйфория, то приступы отчаяния);
– негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;
– постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;
– необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
– стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
– снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;
– символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
– попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от
друзей (при наличии других настораживающих признаков).
Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы:
– часто грустное настроение, периодический плач, чувство одиночества, бесполезности;
– вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность;
– снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась;
– поглощенность темой смерти;
– постоянная скука;
– социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях;
– пропуск школы или плохая успеваемость;
– деструктивное (разрушительное, отклоняющееся) поведение;
– чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины;
– повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция
на похвалы и награды;
– повышенная раздражительность, гневливость (зачастую из-за мелочей), враждебность или выраженная тревога;
– жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль;
– сложности концентрации внимания;
– значительные изменения сна и аппетита (бессонница или сонливость, потеря аппетита или неконтролируемое обжорство).
Словесные заявления - признаки суицидальных намерений:
Высказывания могут быть скрытыми и замаскированными, или же совершенно искренними:
Другие способы выражения суицидальных наклонностей могут иметь символический характер: рисование черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, черных цветов, пронзенных сердец, окровавленных ножей. Такие рисунки чаще всего повторяются в прощальных письмах подростков. Наиболее типичный для склонности к самоубийству спектр цветов в рисунках – черный и красный.
Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает на то, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста. Если ознакомиться с историями подростков, которые совершили под влиянием социальных сетей самоубийства, помимо вышеназванных признаков, в них можно найти общие признаки.
Сложность и противоречивость «внутренней» жизни человека зачастую не позволяет выявить «главную» причину, по которой он кончает жизнь самоубийством. Приходится признавать, что к самоубийству его может подтолкнуть множество причин. Поэтому профилактическую работу целесообразно проводить комплексно, включая мероприятия общего и специального плана.
Успех работы по профилактике суицидов среди детей и подростков, в первую очередь зависит от своевременного выявления подростков с психологическими проблемами, с нарушениями социальной адаптации и отклоняющимся поведением.
Педагогические работники, часто общаясь с ребенком, могут увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. При первых признаках каких-либо нарушений в поведении подростка необходимо поставить в известность его родителей и администрацию образовательного учреждения. Старшему подростку педагог может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста. Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.
Психолог должен научить подростков самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы, выходу из стрессовых ситуаций, устойчивости к жизненным трудностям, учить ребенка анализировать его поступки и их последствия, помочь наладить контакты со сверстниками, постоянно контролировать его поведение и совместно с родителями найти ребенку правильный выход из трудной жизненной ситуации.
Основным содержанием общего направления должно стать ослабление и устранение социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения в коллективах.
Составными частями такой работы являются:
а) раннее выявление (диагностика) несовершеннолетних с нервно-психической
неустойчивостью, акцентуациями (выраженными отклонениями) характера,
проблемным поведением;
б) построение учебно-воспитательного процесса с учетом их психологических
особенностей личности обучающихся;
в) планомерное распределение физических и психологических нагрузок;
г) предупреждение чрезмерного эмоционального напряжения членов
коллектива.
Специальная профилактика суицидальных происшествий включает:
Оказание первичной психологической помощи суициденту.
Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает помощь суициденту со стороны должностных лиц. Существует три основных метода оказания психологической помощи несовершеннолетнему, думающему о суициде:
Проведение профилактической беседы.
Главным в преодолении кризисного состояния человека является и индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Следует принять во внимание следующее.
В беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию. Активный слушатель - это человек который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным. Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые пытается выразить его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя. Активный слушатель поможет тому, чтобы высказывания его собеседника о желании умереть наверняка были услышаны.
Рекомендации по проведению профилактической беседы с суицидентом:
- Разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе.
- Уделять все внимание ребенку, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол.
- Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей.
- Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
- Говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства.
- Произносить только позитивно-конструктивные фразы.
При оказании ребенку первичной психологической помощи важно соблюдать следующие правила:
Как построить фразы в разговоре с подростком, демонстрирующим суицидальное поведение:
При проведении профилактической беседы с суицидентом нужно руководствоваться следующими принципами:
Если в ходе беседы обучающийся активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно и с сопровождающим направить к врачу-психиатру в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем: тяжелое эмоциональное состояние - явление временное; его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать. Дальнейшая работа с работа с несовершеннолетним в рамках учебного заведения с привлечением педагога-психолога, выстраивается только после получения рекомендаций от врача-психиатра.