Срок реализации программы: 1 год – базовый уровень,
Возраст учащихся: 12-16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотизм − система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Патриотизм – категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его убеждения, которые являются мощными стимулами активности. И конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие, а также провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь и т.д.
Патриотическое воспитание детей и молодежи является на современном этапе одной из важнейших государственных задач.
Военно-патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Родине, готовности к ее защите, сохранение и приумножение воинских традиций.
В настоящее время среди молодежи наблюдается ослабление патриотического духа, снижается уровень осознания идей белорусской государственности. У значительной части подростков отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание ответственности. Причастность к защите Родины, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость.
Основными задачами военно-патриотического клуба «Застава» являются приобретение практических знаний и умений, психологической и физической устойчивости для будущей службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях; привитие чувства любви к Родине; содействие профессиональной ориентации подростков, их адаптации к жизни в обществе, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, правового, идеологического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности, организация содержательного досуга; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития на основе усвоения психологических знаний, выявление и развитие творческого потенциала.
Подготовка к военной службе, в частности, на занятиях в военно-патриотическом клубе – это и есть самореализация, путь становления здоровой и успешной, граждански активной личности. У подростков, активно занимающихся спортом и готовящихся к обучению в Институте пограничной службы Республики Беларусь, к службе в армии, развиваются не только физическое, но и психическое здоровье, морально-нравственные качества личности, что, в свою очередь, помогает учащимся выработать у себя быстроту, ловкость, выносливость, находчивость, настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность, идеологическую и правовую грамотность.
Одна из воспитательных возможностей военно-патриотического клуба «Застава» – это развитие у учащихся осознанного отношения к здоровому образу жизни, физической культуре, к себе как гражданину общества, готовому к труду и обороне Отечества.
Актуальность программы.
Необходимость создания данной программы продиктована социальным заказом, запросами государства, интересами подростков, потребностями семьи, а также наличием ресурсов и специалистов соответствующего профиля.
Содержание образовательных областей программы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения; помогает овладеть навыками, необходимыми для службы в армии, и обучению в Институте пограничной службы Республики Беларусь, прививает азы воинской дисциплины. Всё перечисленное выше происходит одновременно с политическим, умственным, нравственным и художественно-эстетическим развитием учащихся, сохранением и укреплением физического и психологического здоровья.
Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе занятия по основам психологии, основам белорусской государственности и права, подготовке к военной службе, общую физическую и начальную медицинскую подготовку, основы здорового образа жизни, гражданско-патриотическое воспитание. Программа имеет не только военно-патриотическую, но и оздоровительную направленность.
В содержании патриотического воспитания важны идеологическая и социально-педагогическая направленности, основанные на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим и другим проблемам, важнейшим духовно-нравственным, деятельностным качествам. Особенность данной программы состоит в многоплановой, систематической, целенаправленной и скоординированной работе по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В военно-патриотическом клубе «Застава» используются активные формы проведения занятий: игры, тренировки, турниры, походы, экскурсии в музеи и по памятным местам, встречи с интересными людьми, информационно-коммуникационные технологии. Каждому члену клуба «Застава» предоставляется возможность проявить себя в разных видах деятельности. Проводимая работа способствует становлению дружеских отношений в коллективе. Поощряются как личные достижения каждого, так и достижения команды, формируется командный дух.
Программа военно-патриотического клуба «Застава» позволяет учащимся приобрести практические умения и навыки, необходимые для прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил, внутренних войсках Министерства внутренних дел, а также подготовит к обучению Институте пограничной службы Республики Беларусь; сориентирует молодых людей на выбор профессии офицера, сотрудника правоохранительных органов и силовых структур, а также будет способствовать формированию чувства патриотизма.
Программа военно-патриотического клуба включает в себя базовый (11-14 лет) уровень изучения образовательной области.
Реализация программы строится на взаимодействии с руководством Института пограничной службы Республики Беларусь.
Цель реализации программы: совершенствовать систему военно-патриотического и правового воспитания,сформировать разносторонне развитую, нравственно зрелую личность, воспитать высокую гражданскую ответственность; создать условия для положительной мотивации выбора военной службы как общественно значимого, престижного рода деятельности, сформировать у воспитанников готовность и практическую способность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Задачи:
формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
формирование у обучающихся представлений о военной службе и воинском долге, всесторонней готовности к военно-профессиональной деятельности;
овладение специальными знаниями, умениями и навыками, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся;
воспитание ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья;
создание условий для социализации и саморазвития личности обучающихся, выявления их профессиональных интересов и склонностей;
организация содержательного досуга, профилактика вредных привычек и правонарушений среди несовершеннолетних.
Организационные условия реализации программы.
Реализация программы военно-патриотического клуба осуществляется
в очной форме получения образования.
Базовый уровень обучениявключает в себя 69 учебных часов (теоретических –17 , практических – 50) на базе Институте пограничной службы Республики Беларусь и мероприятия в учреждении общего среднего образования.
Возможна корректировка возраста учащихся в зависимости от их подготовки и готовности осваивать программу того или иного года обучения при условии соответствия возраста учащихся санитарно-эпидемиологическим нормам продолжительности занятий.
Наполняемость военно-патриотического клуба – 70 учащихся. Продолжительность и периодичность занятий – 1 раз в неделю по 2/3 учебных часа.
Продолжительность практического занятия клуба – до 4 часов. Продолжительность соревнований, учебно-тренировочных выходов, учебно-тренировочных сборов, походов (однодневных, многодневных), спортивно-массовых мероприятий – до 8 часов в сутки с освобождением от занятий в случае необходимости в учреждениях общего среднего образования.
При освоении содержания образовательной области программы, во время подготовки и участия в соревнованиях, учебно-тренировочных выходах и сборах корректируется продолжительность и периодичность занятий; предусмотрено объединение или разделение учащихся на подгруппы по возрасту и/или уровню подготовки, а также в зависимости от состава подгруппы на конкретные мероприятия, задач и целей занятий, имеющихся материально-технических средств.
Обязательным условием для начала занятий в клубе является справка о состоянии здоровья (допуск участкового врача или врача спортивного диспансера).
По окончании освоения содержания образовательной области программы после каждого года обучения воспитанникам может быть рекомендовано закрепить полученные знания и умения по краткосрочной (с переменным составом учащихся) программе объединения по интересам (клуба) в профильных, военно-патриотических, спортивных лагерях в летний каникулярный период или в ходе проведения военно-полевого сбора.
Настоящая программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля, образовательная область «Подготовка к военной службе», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123, нормативными правовыми документами: Кодекс Республики Беларусь об образовании, Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденные постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 31.08.2018 № 60; постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» (№ 525 от 7 августа 2019 года), Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики 29 декабря 2021 г. №773, Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Указ Президента «О развитии военно-патриотических клубов» № 160 от 4 мая 2022 года.
Ресурсное обеспечение образовательного процесса:
проведение теоретических, практических, учебно-тренировочных занятий и самостоятельной работы учащихся осуществляется в соответствии с нормами материально-технического обеспечения Института пограничной службы Республики Беларусь, на территории которой создан военно-патриотический клуб «Застава».
Содержание образовательной области «Подготовка к военной службе»
- Основы идеологии Республики Беларусь
Истоки и становление белорусской государственности. Конституция Республики Беларусь. Государственная символика.
- Военная политика Республики Беларусь
Военная доктрина Республики Беларусь. Национальная безопасность белорусского государства. Идеология государства как противодействие психологической агрессии и повышение национальной психологической устойчивости.
- Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования
История формирования Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск. Посещение соединений, воинских частей и подразделений разных ведомств.
Состав Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск.
Вооружение и военная техника Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск. Развитие новых видов вооружения, военной техники и стрелкового оружия.
- Основы военной подготовки
4.1. Тактическая подготовка.
Основы обороны. Основы расположения на месте и сторожевого охранения. Особенности организации охранения. Оборудование блокпоста. Условные тактические обозначения. Основы наступления. Управление отделением в бою. Условные тактические обозначения.
4.2. Разведывательная подготовка.
Вооруженные силы иностранных государств. Признаки расположения на местности. Действия наблюдателя при ведении разведки. Наблюдательный пост. Взвод в боевом разведывательном дозоре в наступлении.
4.3. Инженерная подготовка.
Фортификационное оборудование позиций. Инженерные мероприятия по маскировке позиций. Мины. Инженерные заграждения.
4.4. Огневая подготовка.
История возникновения и развития стрелкового оружия. Меры безопасности. Назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство и принцип работы стрелкового оружия.
4.5. Строевая подготовка.
Движение строевым шагом. Движение строевым и походным шагом в составе взвода. Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить». Строи отделения, взвода. Исполнение строевой песни военно-патриотической направленности.
4.6. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Назначение и общее содержание общевоинских уставов. Воинская дисциплина.
Суточный наряд роты. Общие обязанности военнослужащих. Начальники и подчиненные. Старшие и младшие. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. Воинская вежливость и поведение военнослужащих.
- Пограничная подготовка
5.1. Основы пограничной службы в Республике Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь о Государственной границе Республики Беларусь. Общие положения законодательства Республики Беларусь об органах пограничной службы Республики Беларусь. Система, руководство органами пограничной службы. Правовой статус военнослужащих.
5.2. Основы охраны Государственной границы Республики Беларусь.
Установление и изменение Государственной границы, прохождение и изменение ее на местности. Описание и порядок установки пограничных знаков. Режим Государственной границы. Применение физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники при охране Государственной границы. Режим в пунктах пропуска.
5.3. Следопытство.
Понятие о следопытстве. Классификация следов. Следы человека. Следы животного. Следы транспортных средств.
- Гражданская оборона
Краткая характеристика оружия массового поражения. Радиационная, химическая и биологическая защита. Индивидуальные средства защиты. Санитарная обработка. Приборы радиационной и химической разведки.
- Ориентирование. Топографическая подготовка
Ориентирование на местности. Топографические карты. Измерение по топографической карте расстояний и дирекционных углов. Ориентирование по карте. Практическое ориентирование на местности при помощи местных предметов, солнца, компаса. Определение своего местоположения. Движение на местности без карты. Техника бега по пересеченной местности с естественными и искусственными препятствиями.
- Медицинская подготовка
Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени. Индивидуальные средства оказания первой медицинской помощи. Алгоритм действий по оказанию первой медицинской помощи на месте происшествия. Реанимационные мероприятия. Травматические повреждения. Остановка наружного кровотечения.
- Военно-прикладная физическая подготовка
Комплекс вольных упражнений. Метание гранат. Силовые упражнения на спортивных снарядах. Самостраховка в рукопашном бою. Рукопашный бой. Упражнения, направленные на развитие реакции. Приемы самозащиты. Ускоренное передвижение. Преодоление полосы препятствий.
- Основы туристской подготовки
Туристское снаряжение. Оборудование туристского лагеря. Питание в полевых условиях. Техника завязывания туристских узлов. Техника наведения переправ через различные преграды. Техника преодоления препятствий. Охрана природы. Участие в походах, соревнованиях по технике пешеходного туризма.
- Военно-патриотическая песня
Разучивание и исполнение строевой песни. Движение взвода с исполнением строевой песни.
- Военно-прикладные виды спорта
Военно-спортивное многоборье, военная гимнастика, гиревой спорт, легкая атлетика, лыжный спорт, прикладное плавание, преодоление полосы препятствий, военно- спортивное ориентирование, стрелковый спорт, упражнения на специальных снарядах и ускоренные передвижения (кросс, марш-бросок), другие. Участие в соревнованиях.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы обучающиеся: должны знать:
основы идеологии белорусского государства; основные вехи военной истории белорусского народа; основы воинской и пограничной подготовки;
основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений; правила ведения поисковых работ;
правила ведения опроса местного населения и записи воспоминаний участников и очевидцев исторических событий; должны уметь:
работать с историческими документами в архивах, музеях, с литературой, анализировать информацию, представленную в разных источниках; выполнять строевые приемы и команды; оказывать первую медицинскую доврачебную помощь; оборудовать туристский лагерь; работать со сведениями по топографической подготовке; должны владеть:
основами поисково-исследовательской работы.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными формами подведения итогов по реализации образовательной программы является отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие, экзамен, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта, зачетный поход, экспедиция, военно-патриотическая игра, военно-спортивная игра, соревнования по военно-прикладным видам спорта, слет и другие.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными формами организации образовательного процесса при реализации образовательной программы является занятие (теоретическое и практическое).
Интегрированные организационные формы организации образовательного процесса: соревнования, экскурсии, слеты, учебно-полевые и тренировочные сборы, профильные лагеря, экспедиции, конференции, конкурсы, школы защитников Отечества и т.д.
Основные методы реализации образовательной программы:
методы обучения и формирования гражданско-патриотического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.);
методы организации военно-патриотической деятельности (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, практическая работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.);
методы стимулирования военно-патриотической деятельности
(дифференцированное обучение, соревнование, участие в слетах, походах, экспедициях, поощрение, перспектива, ситуация успеха и др.);
методы контроля и оценки военно-патриотической деятельности (беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика, тренинги, участие в соревнованиях и слетах, рефлексивные методы и др.).
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
- Белоусов, Н.А. Начальная военная подготовка учащихся / Н.А. Белоусов. - Минск: Университетское, 1985.
- Ведерко, С.Н. Военная подготовка: учебно-методическое пособие / С.Н. Ведерко, В.А. Смирнов, рец. А.В. Дубинин; МЧС РБ. - Минск: РИВШ, 2015. - 253 с.
- Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества: пособие для учителей / С.Н. Гамолко, Г.А. Леонович. - Минск: Сэр-Вит, 2010.
- Псторыя Беларус (у кантэксце сусветных цывшзацый): Вучэб. дап. / В.1. Галубовiч [i шш.]; 3-е выд. Пад рэд. В.1. Галубовiча i Ю.М. Бохана. - Мшск : Экаперспектыва, 2007. - 472 с.
- Долгович, Б.Д. Беларусь в годы Великой Отечественной войны. - Мн.: Полымя,
-
- Князев, С.Н. Основы идеологии белорусского государства / О.П. Князев (и др.]. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
- Пособие по основам военно-педагогических знаний, военной топографии, военно- медицинской подготовке, радиационной, химической и бактериологической защите / Министерство образования, учреждение образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»; составители А.Н. Родионов [и др.]; рецензент В.А. Лисовский, А.Н. Глебов. - Гродно: 2007. - 233 с.
- Специальная военная подготовка: в 2 ч. / А.В. Дрокин, В.Н. Коробач, И.А. Полуян; рец. В.М. Муха, Министерство здравоохранения, учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет», 2013. - 242 с.
- История Беларуси с древнейших времен до 2013 г.: учебное пособие / Е.К. Новик, И.Л. Качалов, Н.Е. Новик. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 558 с.